Объемы экспорта-импорта камчатского краба у японской и российской таможни расходятся более чем в 30 раз. Это свидетельствует о серьезных масштабах браконьерства в Российской Федерации.
За первое полугодие нынешнего года Федеральная таможенная служба России (ФТС) отчиталась о 600 тоннах задекларированного экспорта краба в Японию. В то же время таможня Японии сообщила о 14 000 тонн импорта краба из России за тот же период, сообщает Коммерсант.
Такая разница между двумя показателями может лишь свидетельствовать о наличии нелегального экспорта из Российской Федерации и о его объемах.
По информации издания, общая стоимость незаконного экспорта водных биоресурсов по оценкам Счетной палаты РФ составляет около 15-30 млрд. рублей. В эту сумму не входят сбор за использование водными биоресурсами, таможенные пошлины и недополученные налоги. Эта цифра настолько впечатляющая, что превышает даже годовой финансовый показатель рыбного хозяйства России – 14,4 млрд. рублей.
Сейчас наблюдается тенденция в увеличении экспорта именно камчатского краба, тогда как вывоз краба-стригуна стал значительно меньшим. Это связано с тем, что первый вид краба стоит на рынке значительно дороже (в 3-4 раза). Браконьеры готовы рисковать ради более дорогого краба, по причине недавнего подписания двустороннего соглашения между Россией и Японией о совместной борьбе с браконьерством. В соответствии с этим соглашением российским правительством был издан указ, согласно которому экспорт краба в Японию возможен после получение специального сертификата в Росрыболовстве. Этот документ дает право подтверждения экспортерам легальности вылова в портах других государств.
Сотрудник одной из фирм Приморского края сообщил изданию Коммерсант, что нелегальные экспортеры опасались подобных двусторонних договоров, но сейчас они работают не в полную силу, так как ратифицированы не до конца. «Когда браконьеры это осознали, то увеличили незаконный вылов камчатского краба», - подытожил источник.