Следующая суббота рассматривается эстонскими автотранспортниками как переломный момент. Смогут ли они и далее оказывать услуги по международной перевозки грузов в Россию, ставится под большое сомнение. Многие компании уже приняли решение о приостановке осуществления транспортировок, причем на неопределенный срок.
Суть проблемы в том, что с 14 сентября этого года РФ приняла решение в одностороннем порядке изменить использование книжки TIR. Вводятся эти меры для гарантированного получения Россией доходов от налогов при транспортировке грузов. Для этого дополнительно будет введен целый ряд транзитных мер, таких как поручительство, таможенный эскорт, имущественный залог или предоплата, банковские гарантии и т.п.
Причем сумма залога, который потребуется на перевозку одного груза, пока не известна. Единственное, что ясно точно - залоговою сумму можно будет оплатить и заранее и на месте. Об этом сообщил один из руководителей Налогово-таможенного департамента Эстонии Кюлли Рууге.
По его же словам, на сегодняшний день не существует официальных данных ни о дополнительных расходах, ни о списках агентов. Оформить же залог прямо на границе водитель сможет при наличии доверенности, которая должна быть выдана или клиентом, или транспортной фирмой. Также у него, естественно, должна иметься на руках соответствующая сумма денег.
Но абсолютно непонятно, какая же это должна быть сумма, да и установленной формы доверенности пока не существует. Отправлять в неизвестность своих водителей без гарантии благополучного пересечения границы автотранспортники не хотят. Поэтому они просто приостанавливают свою деятельность, начиная с субботы.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как это система будет работать и насколько быстро будут получены ответы на все поставленные вопросы. Известно, что наиболее крупные автоперевозчики Эстонии уже прекратили заключение договоров на поставки, начиная с 14 сентября.
По мнению Яака Кивисильда, члена совета ассоциации международных перевозчиков, подобное решение РФ связано с целым рядом внутренних разногласий. Он считает, что эти меры ударят в первую очередь по самой России, а конкретно - по системе функционирования международного транспорта. Естественно, что и эстонским перевозчикам также придется понести определенные потери, связанные с уменьшением объема перевозок.
Еще одно прямое следствие такого решения – услуга станет дороже, а значит, увеличится и стоимость товаров, поступающих в Россию, так как внесение всех дополнительных платежей ляжет на плечи принимающей груз стороны.