Ситуация с пропуском украинских фур начала осложняться в четверг, 31 октября, когда на всех пунктах пропуска начали скапливаться тяжело груженые автомобили. Можно было бы списать все на козни накануне Хэллоуина, но когда в пункте пропуска в Ростовской области скопилось около 400 фур, стало уже не до шуток. Кстати, и сегодня, 4 ноября, ситуация практически не изменилась.
Пробки вызвали новые меры по обеспечению транспортировки транзитных грузов, которые накануне были введены на Юге России. В принципе, все перевозчики были ознакомлены с изменениями заранее, но все равно многие из них оказались неготовыми к изменениям порядка на таможенной границе. А изменения касаются использования книжек МДП в качестве обеспечения международных перевозок. Теперь этого недостаточно. Таможенники начали требовать дополнительное обеспечение в виде поручительства, денежного залога, банковской гарантии и других способов обеспечения, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, членом которого Украина не является.
До сих пор гарантией уплаты таможенных сборов являлось наличие у перевозчика только книжки МДП. За соблюдением условий международной Конвенции МДП отвечает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ. Конвенция ратифицирована всеми странами Евросоюза, странами СНГ и Россией. Однако еще летом поднимался вопрос об изменении правил игры со стороны российских властей.
Такая ситуация не устраивала большинство государств, входящих в Конвенцию. Эта проблема имеет реальный практический интерес для Молдовы, Украины, балтийских стран, а также для многих стран Восточной Европы. Перевозчики считают, что односторонние действия российских властей будут иметь далеко идущие результаты.
Книжки МДП на остальной территории России пока еще действуют, но и на других пунктах пропуска вскоре будут введены новые правила обеспечения перевозок. Конечно, новые правила ставят дополнительные барьеры на пути движения грузов, но решать вопрос необходимо, чтобы убрать заторы с таможенных переходов.